О звукоснимателях (советы самодельщика)

О звукоснимателях (советы самодельщика)

Сейчас намного легче приобрести хорошую гитару, чем скажем лет 40 назад. Но все же, возможно из-за финансовой стороны вопроса, я думаю, есть еще энтузиасты-самодельщики делающие гитары своими руками. Вот им то, начинающим, и адресована моя заметка самодеятельного музыканта.

Первые наши попытки электрифицировать обычную акустическую гитару были предприняты с товарищем, Сергеем Омельченко, еще в 1966 году.

Самым простым решением оказалось прикрепить головку с пьезоэлектрическим преобразова телем, от проигрывателя грам пластинок, к корпусу гитары. В дальнейшем вынули сам пьезо элемент и сделали для него специ альный держатель, совмещенный с розеткой для присоединения экранированного кабеля подклю чения к усилителю. Эта деревян ная конструкция приклеивалась к деке гитары вблизи струнодержа теля. Для увеличения уровня сигнала на конец пластины пьезодатчика помещали пластили новый шарик увеличивающий момент инерции преобразователя. Сигнал был достаточен для подключения к любому радиоприемнику имеющему высокоомный вход для проигрывателя грампластинок. Этот первый «звукосниматель» и изображен на Рис.0. Его недостатком была высокая чувствительность к акустическим шумам, шорохам, свисту пальцев по струнам и механическая непрочность самой пьезоэлектрической пластины. Зато стоимость головки звукоснимателя в сборе была всего 1р.60 коп., а сделать держатель можно за пол часа простым инструментом.

Следующей самоделкой стал «настоящий» электромагнитный звукосниматель из наушников летных шлемофонов. Использова лись наушники (телефонные капсу ли) сопротивлением 2200 Ом, нын че практически не встречающие ся. Аккуратно расколов корпус, извлекали магнитную систему телефонов в сборе с двумя катуш ками на полюсных наконечниках магнитов. Эти полюсные наконеч ники удивительным образом соот ветствовали расстоянию между струнами гитары. Расколов три наушника (к сожалению иногда приходилось и больше) на латунной пластинке приклеивали магни топроводы и соединяли все катушки последова тельно.. Получался звукосниматель с сопротивлением 6600 Ом, дающий достаточ но мощный электрический сигнал (Рис.1). Вместо клея, все же лучше бы использо вать для закрепления магнитопроводов припайку полюсных наконечников к латун ной пластине, а сверху накрыть экранирующим и одновременно защитным экра ном. Но наша осмысленная борьба с электрическими и магнитными помехами началась несколько позже… Таких звукоснимателей было изготовлено множество, (только представьте сколько шлемофонов было испорчено :-)) и оснащались ими уже не акустические а самодельные досчато-фанерные «электрогитары». Но звучание у этих звукоснимателей было «кукольное». Из-за неравномерности магнитного поля вблизи полюсных наконечников колебания струн преобразовыва лись в электрический сигнал нелинейно, «обогащая» звук гармониками и вызы вая ощущение «мусорности» сигнала.

В следующем звукоснимателе (на Рис.2) этот недостаток был уже устранен. На отдельных, для каж дой струны, магнитах размеща лись катушки, содержащие каж дая по 4000 витков провода ПЭЛ 0,08 мм диаметром, соединенные последовательно. Получилось объединение в одной конструкции 6-7 струнных звукоснимателей, помещенных в одну общую пласт массовую коробку. Покраска ко робки изнутри серебрянкой, для экранировки звукоснимателя, показала полную несостоятель ность такого решения. Звук был чистым, пропорциональным колебаниям струн, но недостаточно силь ным. Полагаю, что звукоснимателю не хватало магнитомягкой стальной пластины вместо пластмассового основания, к тому же множество небольших магнитов соз давало несильное локальное поле для струн. Ну и чисто умозрительно, представь те, как трудно «продирался» сигнал отдельных струн через индуктивность осталь ных 5-6 катушек!

Значительно лучшим получился звукосниматель (Рис.3) содержа щий всего один, но мощный маг нит, и одну большую катушку. Его магнитопровод-основание концент рировал мощное и равномерное магнитное поле вблизи струн, также хорошо защищая катушку от повреждений. Накрытый сверху латунным экраном звукосниматель был нечувствительным к электро статическим наводкам и давал сильный, чистый звук. Единствен ным значительным его недостат ком, впрочем свойственным боль шинству электромагнитных звуко снимателей, была его чувствитель ность к внешнему переменному магнитному полю, создаваемому различными трансформаторами и сетевыми проводами.

Ну и наилучшими характеристика ми обладает звукосниматель на Рис.4, отличающийся от предшест вующей конструкции лишь нали чием одинаковых сдвоенных кату шек. Абсолютно одинаковые, намо танные одновременно и надетые на общий магнитопровод, они генерируют одинаковый сигнал под воздействием внешнего маг нитного поля. Но будучи включен ными встречно, этот же мешаю щий сигнал они взаимно уничтожа ют, обеспечивая звукоснимателю нечувствительность к внешним магнитным помехам. Это оказа лось особенно важно при приме нении различных бустеров, усилителей-ограничителей и fuzz-уст ройств.

Дополнив гитару переключателем полярности одной из катушек (Рис.6), можно получить значительно различаю щееся звучание при синфазном и проти вофазном их включении. Подавление же магнитных помех происходит только лишь при противофазном включении катушек. Вообще же такое встречное включение катушек на общей магнит ной системе образует интересную прост ранственно-частотную фильтрацию сигнала колеблющихся струн!

И, наконец, общие рекомендации для самодельщиков звукоснимателей:

– все металлические детали звукоснимателей должны быть соединены между со бой и заземлены, желательно пайкой;

– абсолютно все детали звукоснимателей должны быть жестко фиксированы, и не допускать «дребезга» для исключений щелчков, призвуков и микрофонного эф фекта;

– для сильного сигнала желательно катушки делать с максимально-возможным числом витков, заполняя обмоткой все доступное пространство и используя про вод диаметром 0,06-0,08 мм или еще тоньше;

– обязательно используйте электростатический экран катушек и соединительных проводов, однако для борьбы с вихревыми токами и связанными с ними потерями этот экран должен иметь проницаемые окна напротив струн (Рис.5);

– не используйте регулировочные винты в составе полюсов магнитопровода для выравнивания силы звучания струн, лучше используйте магнитно-выровненные ферромагнитные струны. Паразитный микрофонный эффект, зацепы и порывы струн из-за этих винтов убедят вас в порочности таких конструкций;

– используйте магниты максимальной силы (ферриты кобальта) для большего сиг нала и лучшего соотношения сигнал/шум;

– используйте только жесткие и надежные механизмы регулировки положения звукоснимателей относительно струн или не используйте вообще, установив звуко сниматель сразу оптимально;

– разбирайте и изучайте «фирменные» звукосниматели – нет ничего такого, что самодельщики не смогли бы сделать так же или еще лучше!

Звукосниматель, имея значительную индуктивность и межвитковую емкость, вместе с емкостью соединительных экранированных шнуров и сопротивлением регуляторов и нагрузки, обладает сложной частотной зависимостью. Максималь ное сокращение емкостей шнуров, за счет их длинны, и увеличение сопротивле ния нагрузки положительно сказывается на качестве сигнала гитары.

Однако успехов! Е.Шустиков (UO5OHX ex RO5OWG)


Категория: Для музыкантов
Метки:

Написать коментарий

*
= 4 + 9

Добавить изображение

Последние статьи