Низковольтный лампово-транзисторный усилитель для компьютерных наушников

Низковольтный лампово-транзисторный усилитель для компьютерных наушников

Давно хотел собрать внешний усилитель для компьютерных наушников, но как-то всё руки не доходили – то одно отвлечёт, то другое. А тут занесло меня в сторону ламповой схемотехники, и столько  там нового и интересного узнал, что захотелось сразу что-нибудь самому собрать и послушать.

Но после просмотра некоторого количества литературы и нескольких форумов в сети, пришёл к выводу, что серьёзный проект не осилю – ламп в наличии – «кот наплакал», трансформаторов тоже не большой ассортимент и все разные – парных нет, а мотать самому ещё рано. Плюс к этому, пишут, что качество других комплектующих тоже очень критично. Да и опыта конструирования в этом деле никакого. Сплошные разочарования, или, как говорит популярный доктор из популярного сериала «Беда-а…»

Всё же с чего-то надо начинать, и поэкспериментировав на макете с имеющимися деталями, пришёл к интересным выводам. Первый – оказывается, я сторонник минимализма. Второй – при прослушивании музыки в формате mp3 со встроенной звуковой кары  (АС’97) на кодеке AD1885 на обыкновенные наушники, качество применяемых деталей не влияет на звук, по крайней мере, при примененной схемотехнике. Третий – имеющиеся в наличии двойные триоды 6Н23П при малом токе нагрузки работают при довольно низком напряжении питания, буквально от 5-6 вольт. Вот это удивило и порадовало. Пишут, что лампы 6Н27П ещё лучше для низковольтного питания, но их у меня нет, проверка же искажений 6Н23П программой SpectraPLUS показала, что спектр гармоник начинает сильно изменяться только при 4 вольтах, а до этого момента уровни второй и третей гармоник примерно соответствуют стандартным условиям эксплуатации, т.е. основной вклад в искажения вносит вторая, а третья достаточно сильно подавлена. Примерная схема, на которой проводились измерения, показана на рис.1, где красной линией обозначен путь звука, проходящего всего через три детали – через лампу (усилитель по напряжения), транзистор (усилитель по току) и через выходной конденсатор. Применение транзистора позволяет обойтись без трансформатора на выходе, что намного упрощает изготовление конструкции.

Рис.1 Упрощённая схема проверки

Никаких обратных связей в усилителе нет, выходной транзистор нагружен на генератор тока и работает в классе «А». Уровень второй гармоники можно менять сопротивлением анодного резистора. Зачем это нужно? А вот по этому вопросу небольшое дилетантское отступление.

Так как о том, что такое «эффект лампового звука», у меня понятия нет, и единственное, что приходилось слушать из ламповой техники (ещё в далёкой юности) – это радиолу «Ригонда», а тогда всё казалось большим и прекрасным, то суть «эффекта» сложилась только теоретическая, т.е., к чему нужно стремиться и что должно получиться в итоге – не ясно. Но, почитав [1], [2], [3], [4] а так же журналы «Вестник Ассоциации Российских Аудиофилов», «Радиохобби» и некоторое количество статей в сети, написанные популярными лампостроителями, для отправной точки себе определил, что самый удачный режим лампы (или ламп), это когда нечётных гармоник на выходе нет (или они малы), а вторая гармоника находится на таком уровне, что обеспечивает «привычное для уха соотношение обертонов» (по Гаврилову [1], стр.92). Правда, нигде в источниках не нашёл информации, какой это должен быть уровень относительно основного сигнала и проявляется ли этот эффект при низком анодном напряжении. Как, впрочем, и не узнал, происходит ли облагораживание звука при использовании лампы в качестве катодного повторителя. Но, если опираться на измеренные при макетировании уровни гармоник относительно друг друга, то происходит. Мне же нужно, для начала, просто собрать какую-нибудь схему и послушать, что получится. А потом хорошо бы посмотреть на компьютере (благо, такая возможность есть сейчас у всех) что и как работает, и что за что отвечает (если, конечно, увижу). Большим толчком к экспериментам с лампами послужили статьи Влада Пронина, UA1ONG, (кстати, спросите у поисковика, кто это, сходите, почитайте – в цикле «Звук без формул» очень точно про ламповое аудиофильское восприятие, да и другой, очень полезной информации по конструированию у него предостаточно).

Вернёмся к усилителю. После макетирования и настройки получилась схема изображённая на рис.2. Коэффициент усиления около 6 dB (для тех, кто не помнит – это по напряжению в два раза, а по мощности, соответственно, в четыре). Коэффициент гармоник при выходном напряжении 150 мВ rms на 32-омные наушники (а это ну о-о-очень громко!) не более 1,5%. При нормальной громкости звучания – около 0,1%. Если R7 и R8 увеличивать до 10-15 кОм, напряжение на анодах становится меньше, и гармоники увеличиваются до 2% и 0,2%, соответственно, при максимальной и нормальной громкостях.

Рис.2 Схема лампово-транзисторного усилителя

По входу каждого канала стоят делители R1R3 и R2R4, чтоб получить на выходе усилителя приемлемый для наушников уровень. А при таком малом входном сигнале лампа позволяет использовать её в режиме без напряжения смещения сетка-катод. Составные транзисторы VT3, VT5 и VT4, VT7 обладают достаточно большим входным сопротивлением и малой входной ёмкостью, чтоб не оказывать влияние на лампу. Полевые транзисторы здесь не подходят. Во время экспериментов в качестве VT5 и VT7, а так же VT6 и VT8 (в генераторах тока выходных каскадов) были с успехом проверены транзисторы КТ850 (при увеличении тока покоя до 300-400 мА усилитель можно было нагружать на акустику сопротивлением 8 Ом, но это уже, как говорится, совсем другая история). Во всём звуковом тракте используется всего один переходной конденсатор. Он же выходной. Выбор его зависит от Ваших желаний и предпочтений. Я поставил фирмы Jamicon (возможно, подделку – почему-то в магазине их продавали всего по 20 рублей). Параллельно ему впаян К73-17 ёмкостью 2,2 мкФ. Говорят, качество этих деталей очень сильно влияет на звук, и оно понятно – они ведь стоят последовательно с нагрузкой, поэтому при макетировании попробовал цеплять параллельно C15 и C17 несколько десятков СГМ и КСО, но разницы в звуке не услышал и анализатором не увидел, габариты же получившихся гроздей были пугающе-нереальны, поэтому убрал все эти ужасы, успокаивая себя тем, что слушать то всё равно буду mp3-файлы. Если у Вас есть возможность и желание, то из нескольких конденсаторов, предназначенных на место C15 и C17, выберите два с одинаковыми параметрами, проверив эквивалентное последовательное сопротивление (ЭПС или ESR в буржуйской интерпретации). Можно так же составить его из двух-трёх по 1000,0 мкФ. Я же просто взял, не проверяя, два из одной партии. Конденсаторы С3 и C4 – К73-17, можно К73-9. Все остальные конденсаторы безымянные, в смысле, не брендовые. Светодиоды HL1, HL2 – зелёные, HL3 – красный. Накал лампы обеспечивает ещё один генератор тока, выполненный на транзисторах VT10, VT12. Параллельно подогревателю лампы, можно поставить блокировочный конденсатор в землю, ёмкостью от 0,1 мкФ до 1000,0 мкФ. Узлы на VT1 и VT2 – дополнительные фильтры питания анодного напряжения. Их можно не собирать, если в блоке питания поставить ещё один стабилизатор на 14-15 вольт и с него подавать напряжение на резисторы R7 и R8. Стабилизаторы питания оконечных каскадов на VR1, VT9, VT11 собраны именно так только потому, что никаких мощных стабилизаторов типа 7812, LM317 в тот момент под рукой не оказалось – пришлось выворачиваться. Эту питающую часть можно выполнить как Вам угодно, главное, чтоб напряжение было более чем на 2-3 вольта выше, чем напряжение на аноде лампы. Учитывая это условие, а так же максимальное рабочее напряжение транзисторов в усилительной части, можно использовать трансформатор с бОльшим выходным напряжением, например, 30-40 вольт. Конечно, надо будет использовать конденсаторы и стабилизаторы на большее напряжение, а так же пересчитывать сопротивления резисторов, поэтому такие переделки уже для разбирающихся паяльщиков. Ёмкость конденсаторов С1 и С2 можно увеличить до 100 мкФ, а вот С11 и С12 можно взять намного меньшего номинала, у меня оставалось два последних по 3300 мкФ, поэтому чтоб они не скучали в коробке, поставил их (Карлсон forever). Хотя сейчас считаю, что их лучше поменять местами с С18 и С23 – было бы больше пользы.

Трансформатор питания – ТС-40-2 с домотанной, не разбирая трансформатора, дополнительной обмоткой на восемь вольт для накального генератора тока. Подойдёт и любой другой транс с выходными напряжениями 12-16 вольт с током 0,2-0,5 ампер в усилительную часть и 8-10 вольт с током 0,4 ампера для обеспечения накала. Можно даже использовать трансформатор с одной обмоткой на 12-16 вольт с рабочим током не менее 0,5 ампер, но тогда транзисторы VT10, VT12 будут сильно греться, и придётся озаботиться бОльшим радиатором для них. Или вентилятором.

Катушка в фильтре сетевого питания выполнена намоткой двумя проводами, взятыми из сигнального шнура монитора (каждый длиной около метра) на ферритовом кольце 2000НМ К37х24х8 (сколько витков получилось – не знаю, но два полных слоя обмотки). Конденсаторы С31 и С32 ёмкостью 0,22-0,33 мкФ и на напряжение 275 вольт взяты из блока питания монитора. Можно, конечно, и не собирать эту часть схемы, но, как говорят, «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Примерная последовательность настройки усилителя:

  1. Сборку лучше начинать с питающей части. После распайки выпрямителя и стабилизаторов напряжения на VR1, VT9, VT11 проверить выходные напряжения.
  2. Затем собрать генератор тока на транзисторах VT10, VT12. Между точкой соединения коллекторов и земляным проводом впаять добавочный резистор сопротивлением 10-20 Ом. Включить усилитель и померить на нём падение напряжения. Протекающий ток должен быть в пределах 290-320 мА (по паспорту номинальный ток накала – 310 мА). Если это не так, подобрать сопротивление R22 (увеличение его номинала уменьшает ток). После настройки добавочный резистор убрать.
  3. Теперь собрать оставшуюся часть усилителя. Лампу пока не вставлять, а от баз транзисторов VT3 и VT4 в землю впаять резисторы сопротивлением 10 кОм.
  4. Включить питание. Напряжение на базах составных транзисторов должно быть не менее 5 вольт и не более 11. Если всё нормально, померить падение напряжения на R12 и R12. Ток, протекающий через них, должен быть не менее 30 мА и не более 60 мА. Если это не так, подобрать их сопротивления (увеличение номиналов вызывает уменьшение тока).
  5. Почти всё. Теперь надо убрать резисторы 10 кОм, которые впаивали в 3 пункте настройки. Вставить лампу в панельку. Включить усилитель и после минутного прогрева померить напряжение на эммитерах транзисторов VT5 и VT7. Должно быть не менее 7 и не более 10 вольт. Если не так, подобрать R7 и R8. Проверить накал лампы, измерив падение напряжения на R22.

Вроде ничего сложного, но не забывайте после каждого пункта настройки отключать питание!

Тем, кто хочет добиться ещё меньшего коэффициента гармоник, или кому нужно получить бОльшее выходное напряжение, чтоб использовать усилитель как предварительный или межблочный, нужно исключить из схемы R1 и R2, увеличить R3 и R4, а в катодах поставить RC-цепочки для обеспечения автоматического смещения. Выглядеть эта часть схемы будет как на рисунке 3. Подбором  резисторов в аноде и катоде выставляется напряжение на катодном около 0,5-1 вольта. По теории ламповой схемотехники это напряжение должно быть больше амплитуды входного сигнала. В таком варианте в цепи прохождения сигнала появляется ещё один конденсатор и, меняя его марку, и/или шунтируя его слюдяным или бумажным, можно поэкспериментировать с тембровым окрасом звука. Можно и не ставить конденсатор, тогда усиление каскада упадёт, так как получится масштабный усилитель, в котором усиление определяется соотношением сопротивлений анодного и катодного резисторов. Бездумно увеличивать их номиналы нельзя – при очень малом рабочем токе у лампы появляется дробный шум, который становится хорошо слышимым в наушниках.

Рис.3 Изменения во входных цепях

Если во время настройки окажется, что усиление в каналах разное, то чтоб выровнять его, нужно поварьировать делителями R1R3 или R2R4. Например, сейчас на схеме (рис.2) указаны номиналы для ослабления на 10 dB, а если 22 кОм заменить на 27 кОм, то получим около -9 dB. Соответственно, уменьшение этого резистора до 18 кОм увеличит ослабление до -11 dB. Для коррекции усиления во входной цепи по схеме на рис.3, нужно вернуть назад R1 или R2, но сопротивление его должно быть меньше. Например, добавление по входу резистора номиналом 11 кОм и одновременная замена R3 со 100 кОм на 91 кОм, внесёт ослабление на 1 dB, при сохранении того же входного сопротивления усилителя (для определения коэффициентов ослабления и номиналов деталей очень удобно пользоваться программой RFSim99).

Если на Вашем компьютере звуковая карта позволяет одновременно работать как на выход, так и на вход, то при желании можно проверить качество усилителя и провести дополнительную настройку и контроль, использовав программу SpectraLAB или SpectraPLUS. Для этого надо звуковой выход компьютера соединить с входом усилителя (рис.4), выход усилителя нагрузить на резисторы 33 Ома (для начала, а уже потом можно будет и с наушниками проверить), а уже с резисторов подавать сигнал на вход звуковой карты. В программе вывести на экран окно измерителя искажений (THD), запустить встроенный генератор синусоидального напряжения 1 кГц (его THD может быть менее 0,01%), вывести на экран Window-ский регулятор громкости и посмотреть, что получается при разных уровнях громкости. Если Вас не устраивают показания, можно поварьировать сопротивлениями резисторов R7 и R8 для достижения минимальных значений. Для получения реальных значений нужно карту откалибровать образцовым входным сигналом, и, как минимум, прочитать описание программы SpectraLAB или SpectraPLUS. Скриншоты проверки описанного усилителя будут приведены ниже по тексту.

Рис.4 Проверка с помощью компьютера

Если же звуковая карта не позволяет одновременно работать на вход и на выход, а проверить усилитель хочется, то можно использовать отдельный (автономный) генератор с малым коэффициентом искажений (рис.5).

Рис.5 Проверка с отдельным генератором

Для этих целей хорошо подходит схема с мостом Вина (рис.6). При указанных номиналах элементов она выдаёт более 2 вольт амплитудного напряжения частотой около 960 Гц. Конденсаторы C2, C4, C6, C7 и C10 – К73-9, а C3 и C5 – КСО или СГМ с максимально одинаковой ёмкостью. Это требование относится и к резисторам R3 и R7. После сборки генератора, резистором R5 (и, возможно, R4) нужно добиться генерации и им же выставить минимальный уровень искажений (желательно менее 0,05%). Резисторы R5 и R12 лучше взять многооборотные – СП-5. R5 настраивается один раз при запуске генератора, а сопротивлением R12 придётся несколько раз менять выходное напряжение при проверке усилителя, поэтому доступ к его шлицу должен быть свободным, можно даже ручку регулировки вывести.

Рис.6 Генератор с мостом Вина

Теперь несколько фотографий. Общий вид приведён на рисунке 7:

Рис.7

Корпус для усилителя сделан из десятимиллиметровой фанеры по технологии, подсмотренной у Влада Пронина. Каркас обтянут искусственной кожей, накладные декоративные панели – из выдержанной мелкопористой лиственницы, видно, что она уже начала менять цвет и ещё лет через пятьдесят-сто станет чёрной :). В начале, в верхнем отсеке, где находится трансформатор, не было отверстий для вентиляции, и после нескольких часов работы транс нагревался и начинал гудеть. Пришлось просверлить дырки под трансформатором, а в задней стенке верхнего отсека вырезать большое прямоугольное отверстие и поставить вентиляционную решётку, как показано на рис.8 (хотел сетку, но не нашёл подходящей). Крепление трансформатора, с той же целью понижения вибрации, выполнил через резиновые шайбы-прокладки (четыре под лапки крепления транса, четыре под головки болтов – их немного видно в верхней части, в центре и справа на рис.9). Под трансформатором, к фанере так же прикручена жестяная пластина, размерами чуть меньше внутреннего размера верхнего отсека. Она соединена проводником с «землёй» и в некоторой степени защищает схему от наводок. Наверное, ещё лучше было бы продлить эту пластину на внутреннюю переднюю стенку отсека, так, чтоб она стала экраном между лампой и трансформатором, а то уж очень близко друг к другу они расположены.

Рис.8

Вся электронная начинка, а также радиатор для охлаждения VT5, VT6, VT7 и VT8 расположены внутри нижнего отсека корпуса. Радиатор для VT9, VT11, VT10 и VT12 вынесен на заднюю стенку. Весь монтаж выполнен навесным монтажом. Припой использовал обыкновенный, оловянно-свинцовый, провода многожильные, взяты из блоков питания компьютеров (выходные) и из сигнальных шнуров мониторов. Внутрисхемные соединительные проводники получаются короткие, поэтому никакого влияния они не оказывают, главное, «чтоб звуку тесно не было». Опорами для мелких деталей служат ламповая панель и ножки транзисторов, закрепленных через слюдяную прокладку на радиаторы. Конденсаторы питания приклеены или прикручены через хомуты к фанерному корпусу. В целях безопасности, вся высоковольтная часть с предохранителем, фильтром и выключателем, отделена металлической перегородкой. Входной сигнальный провод припаян напрямую к R1 и R2. Вся входная часть вместе с панелькой лампы находится в металлическом заземлённом коробе. Фото внутренностей усилителя на рис.9:

Рис.9

Вид на днище на рис.10. Можно использовать как пластик, так  и металл, в последнем случае хорошо подходит жесть от корпусов системных блоков компьютеров – мягкая и уже крашеная.

Рис.10

Если светодиоды генераторов тока выбрать одного цвета, например, жёлтые, и расположить их так, чтоб свет выбивался наружу через вентиляционные отверстия в днище, то получится крутая подсветка. Можно, конечно, и ещё добавить светодиодов, подключив их к выпрямителям, но, главное, не переборщить – всё-таки визуальный акцент в такой конструкции отдаётся лампе.

Вообще-то, создание корпуса для такой вещи как ламповый усилитель – это отдельная история, здесь, в итоге, можно получать удовольствия от внешнего виде не меньше, чем от прослушивания музыки. Например, выполнить в стиле хайтек – металл и стекло, или что-нибудь в космическом стиле – плоское и серебристое, с выпирающими деталями в сетчато-ребристом обрамлении с внутренней подсветкой. В сети есть много фотографий серьёзных усилителей, посмотрите, может, что и понравится, или подскажет новую идею. Но не забывайте и о практичности – если усилитель поставить раз и навсегда на одно место – это одно, а если на рабочий стол, а затем передвигать его из угла в угол по мере надобности, то это совсем другое – слабый и нежный корпус в таких условиях долго не проживёт. Борьба с пылью – та ещё забота, пришлось купить широкую и мягкую малярную кисть :).

Теперь несколько скриншотов программы SpectraPLUS из этапов проверки и настройки. Так сказать, для ознакомления с некоторыми техническими характеристиками усилителя. Звуковая карта перед измерениями была откалибрована – метке 0 на шкале dBV rms соответствует 1 вольт rms на входе. Разница в показаниях в 0,67 dB, скорее всего, связана с неодинаковостью каналов карты, и при желании её можно учитывать при контроле измеряемых уровней. Для измерения коэффициента искажений был специально собран генератор на частоту 960 Гц с низким коэффициентом гармоник, хотя проще использовать генератор, встроенный в программу SpectraPLUS. Шнуры использовались в дополнительной экранной оплётке, электрически соединённой с землёй только с одной стороны – с компьютером, как показано на рис.4 и рис.5. Все характеристики сняты с усилителя, собранного на деталях и их номиналах, указанных на рис.2. Напряжения так же соответствуют указанным на схеме.

Для отправной точки на рис.11 показаны шумы карты с не замкнутыми входами – просто выдернут штекер из входного разъёма. Стоящие палки – это помехи от вращения винчестеров, импульсных блоков питания и др., они всегда присутствуют, но их никогда не слышно, а так как в момент снятия скрина вход карты с выходом не соединён, я сделал вывод, что они появляются при ОБРАБОТКЕ ВХОДНОГО СИГНАЛА. Кстати, звуковые сигналы, которые становятся слышны в наушниках, находятся на уровне -50/-80 dBV для низких частот (например, -55 для 40 Гц, -60 для 50 Гц, -70 для 70 Гц, -80 для 100 Гц, -90 для 200 Гц), для средних частот в диапазоне 300 Гц – 6 кГц – около отметок -90/-100 dBV

Рис.11 Уровень шума звуковой карты

Теперь (рис.12)  график шума на выходе усилителя с подключенной нагрузкой (наушники 32 Ом) и лампой, закрытой алюминиевым экраном:

Рис.12 Шум на выходе усилителя с наушниками и лампой в экране

На рис.13 то же самое, но лампа без экрана. Уровень наводки 50 Гц вырос примерно на 16 dB, но на слух всё равно не прослушивается. Чтоб убавить фон, достаточно с внутренней стороны боковой стенки верхнего отсека саморезами прикрутить жестяную пластину и соединить её проводником с общим проводом. При такой проверке фон убавился на 10 dB, но, помнится, провод я присоединял к «земле» возле выпрямителя, а сейчас кажется, что лучше было бы к ламповой панельке. Возможно, что и перегородку, экранирующую сетевой фильтр, тоже заземлить надо. Но это чревато последствиями, так как, если фазовый провод питания, по какой либо причине, вдруг отвалится и случайно коснётся заземленной экранирующей пластины, то схема окажется под фазовым напряжением. Со всеми вытекающими последствиями. Поэтому нужно либо перегородку со стороны фильтра обклеить каким-нибудь диэлектриком, либо сам фильтр с проводами заизолировать, например, засунуть их в отрезок пластиковой водопроводной трубы подходящего диаметра.

Рис.13 Шум на выходе усилителя с наушниками и лампой без экрана

Далее, на рис.14, показан спектр сигнала образцового генератора частотой 960 Гц и напряжением 75 мВ, измеренный НА ВХОДЕ усилителя, нагруженного на наушники:

Рис.14 Спектр сигнала образцового генератора 960 Гц и 75 мВ

На рисунке 15 показан спектр того же сигнала НА ВЫХОДЕ усилителя с подключенными наушниками (очень громко и уже появляются  неприятные ощущения, 75 мВ на входе дают на выходе 150 мВ на 32 Ом,, THD около 1,5%, вторая гармоника слабее уровня основного сигнала примерно на 36 dB, третья гармоника ослаблена более чем на 83 dB). Исходя из того, что на средних частотах слышимый в наушниках уровень сигнала начинается с -100 dB, то теоретически вторая гармоника должна быть слышна.

Рис.15 Гармоники усилителя при 150 мВ

На следующем рисунке 16 показан спектр сигнала НА ВЫХОДЕ усилителя при уровне, примерно соответствующем уровню прослушивания музыки (коэффициент искажений около 0,1%, вторая гармоника слабее уровня основного сигнала более чем на 60 dB). Думается, что при такой громкости её услышать не возможно.

Рис.16 Гармоники усилителя при уровне громкости

И под конец измерений, на рисунке 17 приведён график сигнала белого шума, прошедшего через усилитель. Видно, как звуковая карта заваливает частоты выше 18 кГц, впрочем, это было заметно и на предыдущих графиках.

Рис.17 График сигнала белого шума внешнего усилителя

После всех настроек, проверок, прослушивании при разных режимах лампы (гармоник побольше/поменьше), пришёл к выводу, что усилитель звучит достаточно хорошо во всех вариантах, особенно это заметно при проигрывании CD дисков. Написал «достаточно хорошо», потому что сразу заметно увеличение рабочей полосы – низкие частоты стали настолько выражены, что иногда наушники начинают шевелиться на голове. Верхов тоже предостаточно. Стало можно отказаться от эквалайзера в Winamp-е, хотя мне нравится немного поднять движки (рис.18) на частотах до 600 Гц.

Рис.18

Конечно, усилитель для наушников не создаст трёхмерной панорамы, как это может сделать усилитель с акустикой, но всё-таки звучание записей стало заметно разборчивее, начали проявляться тонкости в звуке, которых раньше не замечал – можно сказать, общая картина стала шире, богаче музыкальными комбинациями. Так же стало заметно, что все так долго собираемые mp3-файлы сильно отличаются по качеству. Много таких, что стало неприятно слушать – те самые «проявившиеся тонкости» начали указывать на огрехи в записях. Если учесть, что mp3-файл – это совсем «ширпотреб», и по пути к звуку может приобрести множество ошибок, то и вывод напрашивается сам собой – искать записи с качеством получше. И, наверное, надо всё-таки использовать звуковую карту качеством повыше.

Вроде, всё. Прошу прощения за множество лишних слов и за сложные «многоходовые» предложения – Word, бедненький, никак не справляется с моими попытками объяснить необъятное, всё время подчёркивает их, показывая, что я не прав, но, надеюсь, кое-что объяснить удалось. Если что не понятно, пишите по адресу sibmon@yandex.ru. Постараюсь с ответом не затягивать, но оперативности не гарантирую.

В конце хочется поблагодарить Эдуарда Балимова за помощь в фотографировании.

Литература:

1. Сергей Гаврилов, «Искусство ламповой схемотехники».

2. Геннадий Гендин, «Всё о радиолампах», МРБ №1258.

3. Геннадий Гендин, «Высококачественные ламповые УМЗЧ», МРБ №1260.

4. Морган Джонс, «Ламповые усилители».

Автор: Андрей Гольцов, г. Искитим Новосибирской области, весна-лето 2012.

Написать коментарий

*
= 5 + 9

Добавить изображение