Электронное зажигание ИЖ – Юпитер

Электронное зажигание ИЖ – Юпитер

             Еще лет пятнадцать назад автор этой статьи был заядлым мотоциклистом. Много ездил и много экспериментировал со своим железным конем. Поэтому хочу поделиться своими наработками в области электронного зажигания для мотоциклов. А поводом к написанию этой статьи послужил тот факт, что ИЖ, практически перестав существовать как мотоцикл, перешел в другую лигу. Сейчас на базе агрегатов от ИЖа конструкторы – самодельщики строят «каракатицы» (пневмоходы) которые активно используют рыболовы. 

Желание реконструировать свой мотоцикл возникло в начале 90-х годов прошлого века. Цель – избавиться от дефицитного в то время аккумулятора. В качестве прототипа были взяты генератор и коммутатор от Минска, Восхода. Как установить Восходовский генератор на ИЖа писать не буду, на эту тему много различной информации.  Речь пойдет, как переделать электронику под Юпитер.

Ниже приведена принципиальная схема КЭТ и обмоточные данные генератора.

Обмоточные данные генератора  43,3701  ( Восход)   12 в , 65 вт.

 Обмотки

Клеммы

Провод

марка

Провод

диаметр

Витки

Количество катушек

Зажигание

З – М

ПЭТВ

0,12

1800

2

Питание

О2- М

ПЭТВ или ПЭВ-2

0,9

67

6

Датчик

Д – Д

—- ,,,—-

0,16

1000

1

Сразу же напрашивается вывод, что для Юпитера нужны два коммутатора зажигания, т. е. два блока КЭТ. При этом один из них используется и как регулятор напряжения и как коммутатор зажигания, а в другом используется только система зажигания. В принципе на этом можно и остановиться, но если подойти к этому вопросу творчески, то можно выжать из оборудования максимум возможного. Поэтому было принято решение использовать КЭТ как регулятор напряжения, а двухканальный коммутатор зажигания собрать в отдельный блок.

В ходе экспериментов выяснилось, что штатная обмотка генератора и цепь вольтодобавки могут отдать вдвое большее напряжение на накопительный конденсатор, а именно, 360-380 вольт против 150 вольт, в штатном варианте. Зачем это нужно? Повышенное напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания позволяет увеличить искровой зазор на свечах. Что в свою очередь благотворно влияет на пусковые качества двигателя, особенно при отрицательных температурах. В итоге схема коммутатора прибрела вид, показанный на рисунке.

Уменьшение емкости накопительных конденсаторов компенсировано подключением параллельно тиристорам диодов. На интернет форумах часто встречается вопрос о надобности этих диодов. Чтоб как-то прояснить ситуацию, ниже приведу скан страницы из книги (И. М. Опарин, Ю. А. Купеев, Е. А. Белов «Электронные системы зажигания» страница 166).

Схемы и осциллограммы разряда накопительного конденсатора на первичную обмотку катушки зажигания: а — при частичной передаче энергии в катушку эажигания; б и в — при полной передаче энергии в катушку зажигания

Кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания приведены на рис. а.

На рис. б и в представлены схемы, в которых энергия конденсатора полностью, передается первичной обмотке катушки зажигания, и кривые изменения напряжения конденсатора и тока в первичной обмотке катушки зажигания.

При включении диода VD1 (рис. б) параллельно тиристору VD2 ток конденсатора передается катушке полностью, изменяясь по закону затухающих колебаний, при длительности сигнала управлением тиристором, превышающей длительность искрового разряда.

В схеме, приведенной на "в", диод VD1 включен параллельно первичной обмотке катушки зажигания, что позволяет практически полностью реализовать энергию, запасенную в конденсаторе. При этом длительность передачи энергии (0 —t2) не зависит от времени приложения управляющего сигнала к тиристору.

Основным преимуществом схем с полной передачей энергии являются большие длительность и энергия индуктивной фазы искрового разряда, чем у схем с частичной передачей энергии.

Второй вариант был выбран по следующим соображениям:

  1. Длительности импульсов с  датчика зажигания хватает на поддержание нескольких периодов колебаний на малых оборотах с постепенным уменьшением до одного, при увеличении частоты вращения коленвала. ( Проверялось по осциллографу.)
  2. В конце последнего полупериода искрообразования часть энергии, запасенной в КЗ, отдается обратно на накопительный конденсатор. По этому, процесс зарядки начинается не с нуля как в варианте А и В, а с некоторого остаточного напряжения, экономя при этом время и энергию.

 При эксплуатации тиристоров КУ 202Н часто случались пробои по управляющему электроду.  Эту проблему  удалось устранить изменением цепей управления тиристорами.

Для улучшения пусковых качеств, обмотку зажигания генератора стоит домотать, до заполнения свободного пространства, и пропитать электроизоляционным лаком. (Обмотка З-М выполнена на пластмассовых каркасах, которые, как правило, не заполнены полностью.) 

Далее, нужно доработать генератор, как показано на рисунке. Точно напротив установочного места штатного датчика, пропилить прямоугольное окно, просверлить отверстия и нарезать резьбу для установки второго датчика зажигания. Крепежные отверстия на корпусе  второго датчика следует немного расточить, для возможности точной подстройки момента зажигания. Работа требует точности и аккуратности. Опережение зажигания устанавливается обычным способом, с той лишь разницей, что для второго цилиндра опережение подстраивается перемещением дополнительного датчика, а не вращением корпуса генератора.

В заключение пару слов о монтаже. Если использовать конденсаторы типа К73-17, то их нужно приклеивать к плате либо заливать компаундом весь блок. В противном случае они попросту отвалятся со временем, от вибрации. Катушки зажигания можно применить штатные от ИЖа, но лучше взять Б 115 (исключив добавочное сопротивление) или Б 117.

Автор: Алексей Базуев  г. Чайковский.


Категория: В помощь автолюбителям
Метки:

Написать коментарий

*
= 5 + 2

Добавить изображение

Последние статьи