Беглый светодиодный огонь (вариант последний)

Беглый светодиодный огонь (вариант последний)

Мы подошли к заключительной части повествования о схемах бегущих огней на всяческих микросхемах. Разумеется, на этом подобные схемы не заканчиваются – о них можно говорить практически бесконечно, придумывая различные схемные решения, но, по крайней мере, с меня хватит – дальше уж сами.

В этой части рассматриваем две схемы.

Схема первая – расширяемый светодиодный огонь.

Смотрим на схему.

Все это счастье построено на трех ИС:

DD1 – триггеры Шмидта, и DD2, DD3 – 8-битные сдвиговые регистры.

Задающий генератор выполнен на элементах триггера Шмидта DD1.1 и DD1.2. Частота импульсов считается по формуле f=1/RC. Триггер DD1.3 используется для формирования импульса сброса при включении питания, а DD1.4 для запуска первого сдвигового регистра – таким образом огонек начинает бежать с первого светодиода, а не, например, с десятого. Как уже говорилось выше – схема является расширяемой – то есть, посредством подключения дополнительных сдвиговых регистров, можно увеличивать количество светодиодов пока что-нибудь где-нибудь не слипнется.

Делается это примитивнейшим образом: 2, 8, 9 выводы соединяются между собой, а вывод 1 каждой последующей микросхемы соединяется с выводом 13 предыдущей. Ну и, конечно, резистор R4 переподключается к 13 ноге последней микросхемы. А чтобы вам было удобнее затариваться деталями в магазине приведу маленькую табличку с номиналами элементов, которые понадобятся при сборке этой схемы (в скобках приведены отечественные аналоги микросхем):

C1 1мкФх10В
C2 1мкФх10В
C3 1мкФх10В
D1 КД503
DD1 74HC14 (К561ТЛ1)
DD2 74HCT164 (КР5564ИР8)
DD3 74HCT164 (КР5564ИР8)
R5 150
R1 220кОм
R2 47кОм
R3 330кОм
R4 47кОм
HL1-HL16 Любые с током потребления не более 10 мА, например АЛ307

Таким вот образом. Закончили упражнение. Переходим к схеме номер два.

Схема номер два

Эта схема отличается от всех предыдущих тем, что огонек тут бежит в две стороны – сначала от HL1 к HL16, а затем обратно. Причем, частоту этой беготни можно регулировать резистором R6. Эдакий Night Rider (помните, такой древний сериал был?) эффект.

На элементе DD1.1 выполнен задающий генератор. Он периодически пинает счетчик на DD2 а тот в свою очередь задает работу дешифраторам DD3 и DD4, которые и поджигают светодиоды. А что за зверюга нарисована на DD1.2 и DD1.3? А это всего лишь моностабильный триггер, который говорит счетчику, в какую сторону ему считать – увеличивать значение на выходе или уменьшать.

То есть изначально счетчик считает в сторону увеличения, однако, когда загорается последний светодиод и с выхода DD4 сигнал высокого уровня подается на триггер, он переключается и счетчик начинает уменьшать значение на выходе.

Ну и в заключении, табличка со списком необходимых деталей:

C1 1мкФх10В
D1 КД503
D2 КД503
DD1 74HC14
DD2 CD4516
DD3 74HCT138
DD4 74HCT138
R1 22кОм
R5 500k (переменный)
R2 22кОм
R3 22кОм
R4 150
HL1-HL16 Любые с током потребления не более 10 мА, например АЛ307

Ну и чтобы все эти схемы не были слишком сухими, специально для вас, мы испытали последнюю схему в нашей Лаборатории. Все в Лабораторию – там дымятся паяльники и скрипят мозги! Кстати, Коту там регулярно наступают на хвост, но он все равно лезет помогать – отзывчивый он у нас очень.

Источник: www.radiokot.ru


Категория: Цветомузыка
Метки:

Написать коментарий

*
= 4 + 9

Добавить изображение

Последние статьи